Рашид Исмаилов: «Теперь в цене экологическая репутация предприятий»

Сегодня, 24 января, в гости к «Большой редакции» медиахолдинга «Гранада Пресс» пришел председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов, по совместительству председатель Координационного совета по экологии при губернаторе Челябинской области.

Рашид Исмаилов: «Теперь в цене экологическая репутация предприятий»

Модератор встречи Сергей Филичкин без задержек обратился к гостю с вопросом:
– Все выходные в Челябинске люди наблюдали дымку. Действительно ли в городе улучшилась экологическая обстановка?

– Дымка, запах.. Мы понимаем окружающую среду только через наши органы чувств. Называется это НМУ — неблагоприятные метеоусловия. Это проблема не России и не Челябинской области. Исторически города строились рядом с промышленными предприятиями. То, что мы видим — нормативные выбросы, нет превышения ПДК. Просто при определенных метеоусловиях они не рассеиваются, – пояснил Рашид Исмаилов.

Участники обменялись мнениями по вопросам энергоэффективности и энергосбережения.
Журналисты спросили:
– В Челябинске уже появляется инфраструктура для электромобилей. Но налог на электромобили остается высоким?

– Это хорошая тема – экологический транспорт. В регионах такая работа ведется. Но прежде надо просто понять, насколько электромобили эффективны, будут ли их покупать. У нас в принципе должна проходить экологизация транспорта. Качество воздуха в городе во многом зависит от транспорта. Кстати, в федеральном проекте «Чистый воздух» заложена компонента, связанная с экологизацией транспорта. И это не только вопрос двигателя (внутреннее сгорание, электротяга, газомоторное топливо). Важная составляющая связана с организацией дорожного движения. Когда отсутствуют пробки, а большегрузы объезжают центр города, тем самым снижается нагрузка на окружающую среду. Сегодня предпочтительно развивать применение газомоторного топлива. Пользователей надо к этому стимулировать – это экономично и экологично. Налоги – не единственная мера. Например, в Москве хорошо работает снижение платы за парковочные места. Приоритетом пользуются электромобили и автомобили на газомоторном топливе. Однако, говоря об электромобилях, признаемся, пока нет четкого понимания, а пойдут ли люди покупать электромобили, если снизить налог.

– Проблема перемещения людей на частном автотранспорте существует во всех городах и упирается в стоимость парковки. А в Челябинске планируют введение большого количества платных парковок в центре города. Люди уже посчитали, что им придется платить по 10 тысяч рублей в месяц. Это дорого. А в Москве пересаживаются люди на велосипеды, общественный транспорт, электроскутеры, может быть, больше пешком стали ходить?


– Жизнь показывает, что люди со статусом не готовы расстаться с индивидуальным комфортом. Они готовы платить за парковку. Велосипеды – да! Это ЗОЖ, это эко, это модно! Но возникает много вопросов. Ты приехал на работу на велосипеде, а есть возможность помыться, место для парковки? А электросамокаты вызвали вопрос об самоограничении этого вида транспорта. Люди в конце концов пересаживаются на общественный транспорт. Но идеология экотранспорта пока у нас неготова.

– В Европе во всю бушует движение за «зеленую» энергетику. А как у нас?

– В последнее время Евросоюз благосклонно стал относиться к атомной энергетике. Коллективный Запад сейчас нас всячески пододвигает к тому, чтобы мы избавились от угля. Но угольная отрасль в России – стратегическая. Есть целые регионы, которые живут «на угле». Но переход котельных на газ – это хороший вариант, такая работа сейчас ведется. С ветряками неоднозначная история: есть плюсы и минусы. Солнечные панели – хорошо, но они дороги. Замечу, «зеленая» энергетика в целом дорогая и нуждается в огромных дотациях.

– Вопрос по ходу беседы: Сегодня подвисает тема строительства заводов по термической утилизации ТБО. Почему их мало?

– Эти заводы называют мусоросжигающими. Но это не так. Очень важно проговаривать идеологически правильные формулировки. До сих пор не решен вопрос – кто будет платить за термическую утилизацию. Чтобы энергию из мусора генерировать, надо ее в сети направлять для продажи.

– Сегодня в Европе только и говорят, что о «зеленой» энергетике.

– Если посчитать все виды энергетики, то легко увидеть: у нас очень «зеленый» энергобаланс. Если говорить про экологический ущерб, который накапливается от экономической деятельности, то это каждый раз локальная история. Такого не скажешь о пожарах и незаконных вырубках. Биоразнообразие всегда страдает от пожаров, разливов нефтепродуктов. Но есть выбросы и сбросы не аварийные, а в допустимых концентрациях.

– Расскажите о «зеленой» дипломатии и об инициативах по созданию зеркальных особо охраняемых территорий на границах с Челябинской областью.

– Я намеренно применяю этот термин – «зеленая» дипломатия. Это дает возможности, которые мы сегодня недооцениваем на международной арене. Экология такая тема, которая позволяет разговаривать с иностранцами на одном языке вне зависимости от официальных взаимоотношений стран. Должны быть общими подходы. Я называю «зеленую дипломатию» одним из вариантов мягкой силы. Наше предложение было поддержано губернатором Алексеем Текслером. Идея вот в чем, если на территории одного государства существует ОПТ, то странно, когда через границу на такой же территории нет охранного режима.

– Во многих регионах хотят действовать «по примеру Челябинской области» в решении экологических проблем.

– Получилось, что в Челябинске вопросы экологии оказались настолько чувствительными, что здесь сегодня формируются лучшие практики обеспечения экологической безопасности. Центр экологического развития в стране формируется не там, где все хорошо, а там, где большая концентрация промышленных предприятий, где социально значимая повестка, где люди активны. Общественное давление – это нормальная история. Когда имиджевые и репутационные издержки высоки, то люди начинают тратить деньги и принимать соответствующие экологические решения. Сегодня замечен тренд в России на формирование института экологической репутации бизнеса. Отношение к людям, экологии – это рейтинги, отношение к тебе.

– Почему челябинский экологический совет возглавляет москвич?

– В этом фишка всего совета! Я не связан с местными финансово-промышленными группами. Я даже многих не знаю. Такое было принято решение, за что я очень благодарен губернатору Алексею Текслеру. Все члены совета имеют одну задачу – сообща решать проблемы. Так как у меня статус федерального эксперта, у меня есть возможность доносить информацию до федерального центра и обеспечивать коммуникации с ним, лоббировать интересы Челябинской области в части экологии. Мое положение позволяет быть независимым модератором, потому что площадка, которую мы создали, большая. Но у нас нет властных полномочий.

– Несколько лет назад Алексей Текслер, как только стал губернатором, сразу объявил о начале большой работы в сфере экологии. Он выступил с рядом инициатив, среди которых было введение «Экологического стандарта», создание системы мониторинга атмосферного воздуха, объединение промпредприятий. Что удалось за эти годы?

– Все обещания губернатора оказались выполненными. «Экологический стандарт» для нас был вызовом. Никто не понимал, что это такое. До сих пор нет такой практики ни в одном регионе. Документ этот мы сделали вместе с промышленниками, общественниками и федералами. Теперь наступает следующая стадия «Экологического стандарта». По сути, это присоединение к нему. Дело в том, что это не просто пиар-акция, это конкретные повышенные обязательства. Изменился подход южноуральского предпринимательства. У нас есть 16 предприятий, которые присоединились к стандарту. Сейчас прорабатываем с каждым дорожную карту (мероприятия, деньги, результаты, сроки) для достижения экологического благополучия. Думаю, в этом году мы пару десятков предприятий еще присоединим.

Фото Олега Каргаполова.

Полную версию беседы с журналистами смотрите здесь:

Источник: https://vecherka.su/articles/society/177860/