Эксперты и ученые предложили решения для защиты уникальных природных памятников Южного Урала

Рабочая группа по сохранению биоразнообразия, развитию ООПТ и экотуризма провела выездное совещание по проблематике сохранения памятников природы и развития инфраструктуры экотуризма. Мероприятие прошло 18 августа 2023 года в урочище “Устиновские известняки”, живописной каньонообразной долине реки Миасс.

Среди участников выезда присутствовали А.В. Лагунов, кандидат биологических наук, энтомолог, заслуженный эколог, общественник, Карпенко Е.И, руководитель рабочей группы и исполнительный директор фонда зоозащиты «Спаси меня», Новосёлова Э.Г, директор национального парка “Таганай”, А.Р. Сибиркина, профессор кафедры геоэкологии природопользования ЧелГУ, доктор биологических наук, доцент, Д.С. Сташкевич, декан факультета биологии ЧелГУ, кандидат биологических наук, доцент, а также волонтёры организаций “Эко молодежки”, “Эко дозора” и “Разделяйка”.

Участок “Устиновские известняки” представляет собой уникальный для Южного Урала палеонтологический памятник плейстоценового периода под названием “Навес Устиново”. Также на этой территории обнаружены археологические находки позднепалеолитического периода. Среди палеонтологических находок значатся кости разных животных, таких как лошади, косули, сурки, волки, бизоны, сайги, шерстистые носороги, северные олени, пещерные львы и другие. В ботаническом отношении данная территория является естественным резерватом редких растений, многие из которых включены в Красные книги различных рангов (РФ, Челябинская область) и списки редких растений Урала, Южного Урала и Челябинской области. В зоологическом отношении соседство остепненного луга и реки Миасс с выходами известняковых скал создает условия для существования уникального комплекса животных.

Территория памятника “Хамитовские болота” включает три болота в верхнем течении реки Атлян. На этой территории отмечено 21 вид сосудистых растений и 1 вид мохообразных, внесенных в Красную книгу Челябинской области. Сохранение растительных сообществ этих болот имеет важное значение не только в региональном, но и в общероссийском масштабе.

В ходе совещания на Устиновских каньонах участники рабочей группы обнаружили проблемные зоны, в которых посетители парковались прямо на местах произрастания редкой растительности, включая лапчатку Мулдашева, гвоздики и папоротники. На Хамитовских болотах краснокнижные орхидеи были повреждены следами от квадроциклов. Также было отмечено отсутствие информационных аншлагов и других технологий охраны памятников природы и растительности на входах в данные территории.

Рабочая группа готова предложить свои варианты работы по устранению проблемных зон и созданию системы охраны редкой растительности на указанных территориях.